«Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был»
Книга пророка Иезекииля 33:11
Что есть Исповедь
Исповедь — это покаянное стремление к богу с намерением именить свою жизнь, когда мы мысленно обращаемся к Нему и говорим: «Господи, я пришел открыться перед Тобой, сказать Тебе о всем темном, нечистом, порочное, что во мне есть; и я Тебя прошу меня исцелить от греха».
Покаяние рождается от любви к Богу: это предстояние перед Ним, а не только размышление о своих поступках. Сын в евангельской притче о блудном сыне не просто рассказывает о своих грехах — он кается. В этом проявляется любовь к отцу, и е просто ненависть к себе и своим делам.
Всякая Исповедь должна стать, с одной стороны, оглядкой на прошлое, и с другой стороны, программой на будущий духовный подвиг, на борьбу, на победу над собой.
Само перечисление вслух (а именно это означает славянское слово «исповедать») своих духовных болезней и грехопадений перед духовником имеет большую пользу, ведь в нем преодолеваются гордыня и уныние от сознания безнадежности своего исправления.
Однако основной смысл покаяния не в признании себя грешником — это было бы слишком просто, — а в изменении образа жизни. По словам св. Василия Великого, «не тот исповедует грех свой, кто сказал: «согреши я», и потом остается во грехе, но тот, кто обрел грех свой и возненавидел».
Значение участия священника
Для совершения этого Таинства нужны два действия: 1) раскаяние и Исповедь и 2) прощение и разрешение грехов священнослужителем, имеющим от Бога власть прощать грехи.
Исповедь — момент встречи человека с Богом, а священник является свидетелем этой Встречи. Священник перед Исповедью обращается к кающемуся: «Смотри, чадо, Христос невидимо стоит здесь и принимает твою Исповедь. Поэтому не стыдись и не бойся, ничего не скрывай от меня, но без колебаний расскажи все, что ты сделал, и получишь прощение от Господа нашего».
Святитель Тихон Залонский так раскрывает смысл этих слов священника: «Богу ты, чадо, исповедуешься, Которого грехами прогневал, а я служитель Его недостойный и свидетель твоего покаяния; ничего не утай, не стыдись и ничего не бойся, ибо трое только здесь нас».
Все церковные Таинства созидают человека как члена Церкви — тела Христова; это особенно касается Таинства Покаяния. Грех разлучает человека с Богом и Его Церковью; в Таинстве Покаяния происходит прощение грехов и воссоединения человека с Церковью. поэтому недостаточно ограничиться мысленным покаянием. необходимо каяться в грехах Богу в присутствии священника.
Кто может исповедаться
Участвовать в Таинстве Исповеди может только человек, принявший Крещение, сознательно верующий (принимающий основы православного вероучения и сознающий себя чадом Православной Церкви) и раскаивающийся в своих грехах. Для Церкви не существует непростительного греха. Не прощается только тот грех, в котором человек не кается.
О чем говорить на Исповеди
Готовясь к Таинству Исповеди, важно испытать свою совесть, восчувствовать сердцем свои согрешения, поставить себе вопрос: что во мне недостойно меня самого, Бога, Которого я исповедую, Церкви, к которой я принадлежу, людей, которые меня окружают? Осознать свой грех также можно, ответив на вопрос: чего я стыжусь в своей жизни? Что я хочу укрыть от лица Божия и от суда собственной совести? В чем обычно обвиняют меня близкие? Почти всегда их обвинения, укоры, нападки имеют основания.
Полезно различать основные грехи от производных, симптомы от внутренних причин. Любой грех является одной из форм потери любви. При этом выделяют грехи против Богу и Церкви (богохульство, молеверие, ропот на божий Промысел, обращение к гадалкам, «бабкам» и целителям и т.д.), против ближних (аборт, измена, гнев, обидчивость и т.д.) и грехи, которые ранят нашу душу (злопамятство, зависть, скверные мысли и т.д.).
Следует помнить, что греховными бывают не только поступки (например, воровство) и слова (например, клевета), но и мысли человека (например, осуждения), его молитвы и желания.
Исповедуясь, следует соблазна на самооправдания, попыток объяснить «смягчающие обстоятельства».ю упоминаний имен третьих лиц и, тем более, перекладывая вины на ближних.
Следует помнить, что чем больше человек считает себя «хорошим», тем дальше он отходит от Бога. Утверждение на Исповеди «я ничего плохого не сделал» тождественно признанию собственной бегрешности, что является великим заблуждением.
На Исповеди не нужно ждать вопросов, стоит самому сделать усилие. Говорить надо точно, называя каждый грех по имени, не затемняя неприглядность греха общими выражениями: «во всем грешна», «как все люди, грешу».
С другой стороны, следует остерегаться подробностей и многословия. Исповедь не есть перебирание грехов и отчет о содеянном, это не допрос, где выпытывают все детали пережитого. Господь заранее знает все, что мы можем сказать Ему. И Он не столько внушает наши слова, сколько вслушивается в движение нашего сердца и ума.
Исповедь нужна не Богу (Он и так все знает), а нам, для правильной оценки своей жизни.
Помощь в Исповеди
При подготовке к Исповеди можно пользоваться пособиями «В помощь кающемуся» свт. Игнатия (Брянчанинова) или «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Совершенные грехи можно кратко обозначить на бумаге, дабы не упустить что-то важное.
Как совершается Исповедь
Во время Исповеди христианин подходит к священнику, стоящему у аналоя — высокого наклонного столика, на котором находятся Крест и Евангелие. Такое внешнее устроение выражает тот факт, что в Исповеди судит не священник, а Бог, Которому и производится исповедание грехов.
Если вы пришли на Исповедь впервые, лучше сразу сказать об этом священнику — он подскажет, на что следует обратить внимание и в чем нужно раскаяться.
По окончании Исповеди кающийся наклоняет голову, священнослужитель накрывает ее епитрахилью (элемент облачения священника), что имеет значение возложения рук епископа, через которое в Древней Церкви совершалось отпущение грехов. После этого священник читает молитву о прощении грехов кающегося человека.
При видимом изъявлении прощения священником, кающийся невидимо прощается Богом: «Как только вы сокрушились и раскаялись, прощение уже присуждается вам на Небе, а в момент исповеди сие небесное решение объявляется вам» (свт. Феофан Затворник).
после этого нужно благоговейно перекреститься, поцеловать лежащие на аналое Крест и Евангелие, обещая тем самым уповать на Христа Распятого и исполнять евангельские заповеди. После этого нужно взять благословение у священника.
Приняв исповедание грехов кающегося человека, священник может дать полезный совет, указав пути исправления, предостеречь его от повторения грехов.
Тайна Исповеди охраняется церковными канонами. Ни при каких условиях услышанное на Исповеди священник не может открыть третьим лицам.
Построение исповеди по Десяти Заповедям Божиим
«Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды»
1 Послание Иоанна Богослова 1, 8-9
Исповедаю Господу Богу Вседержителю грехи мои.
ЗАПОВЕДЬ 1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя никаких других богов, кроме Меня.
Согрешил безбожием, неисповеданием веры во Христа Спасителя — Бога Воплотившегося, Умершего за людей и Воскресшего. Отрицанием бессмертия души и существования ангелов и бесов. Отсутствием стремления усвоить учение Православной Церкви о Боге Спасителе, нерадением к чтению и слушанию Священного Писания (Библии).
Суеверием. Обращением к гадалкам, целителям или «бабкам». Чтением книг сектантского и магического содержания (гороскопов, сонников, заговоров или книг о Фэншуй).
Сокрытием веры во Христа ради ложного стыда и страха перед людьми. Стыдом совершать крестное знамение.
ЗАПОВЕДЬ 2. Не сотвори себе кумира, то есть не делай себе никакого идола и не поклоняйся ему как Богу.
Использованием амулетов (подковы, глазка от сглаза, оберега и т.д.), ношением на теле знака зодиака, верой в гороскопы, сны и приметы, боязнью порчи и сглаза (проявление маловерия).
Творением из людей кумиров, угождением людям и надеждой на них больше, чем на Господа. Надеждой на свои силы, подвиги или «добрые дела» без призывания Божьей благодати.
Угождением плоти вопреки законам Божьим (объедением, пьянством, спаиванием иных людей, чрезмерной заботой о внешнем виде и т.д.)
Жадностью к богатству, ненасытным желанием иметь всего как можно больше (следствие неверия в Божий Промысел).
Пристрастием и привязанностью к вещам и людям. Гордостью, почитанием самого себя превыше всего и всех. Проявлениями гордости: презрением к ближним, властолюбием, желанием всех учить, вмешиваться не в свои дела, воображая себя умнее и рассудительнее других, привычкой перебивать человека в разговоре, неспособностью терпеть замечания и укоризны, осуждением живых и мертвых, обидчивостью и гневливостью.
Тщеславием — страстным желанием похвалы и оценки окружающих, жизнью напоказ. Лицемерием — стремлением разыгрывать из себя благочестивого человека, не будучи таковым на самом деле.
Раболепством духу времени — оправдыванием нарушения заповедей Божиих тем, что «теперь все так делают».
ЗАПОВЕДЬ 3. Не произноси имени Бога твоего напрасно.
Богохульством, обвинением Бога, в несчастьях и болезнях ропотом на Бога (в прикрытом виде — на судьбу), употреблением имени Божия в пустых разговорах, как присловье, в шутках. Клятвой именем Божиим, своей жизнью, здоровьем своим и своих родственников.
Молитвой без внимания, произнесением слов молитв без сосредоточенности, лишь устами.
Нарушением обетов, данных в Крещении и на Исповеди, перед Крестом и Евангелием.
ЗАПОВЕДЬ 4. Помни субботний день, чтобы свято хранить его, шесть дней работай и делай в них все свои дела, день седьмой посвяти Господу.
Неучастием в Таинствах Церкви, редким участием в причащении Телу и Крови Христовых, пропуском воскресных и праздничных богослужений в храме, невыполнением домашнего молитвенного правила, отсутствием навыка регулярного чтения Евангелия и церковных книг. Безучастным отношением к храмовым и церковным нуждам.
Неблагоговейным поведением в Храме: разговорами во время богослужения, толканием, руганью в Храме, стремлением занять в храме «своё» место, замечаниями к приходящим в храм людям, осуждением их. Отсутствием желания следить за поведением своих детей в храме, дозволяя им мешать богослужению и молитве прихожан.
Несоблюдением постов, установленных Святой Церковью, а также поста в среду и пятницу. Тунеядством, нежеланием работать, пренебрежением служебными обязанностями.
ЗАПОВЕДЬ 5. Почитай отца твоего и матерь твою.
Нежеланием выслушивать и исполнять волю родителей, ухаживать за ними во время их болезни, молиться за продление их жизни (или об упокоении). Непосещением мест погребения умерших родителей, несовершением милостыни за них, непоминанием их в родительские поминальные дни.
Непочтительными высказываниями о родителях. Оскорблением их дерзкими словами и мелочными придирками. Избиением своих родителей. Холодностью к родственникам, недоброжелательным отношением к новым членам семьи.
Ненадлежащим воспитанием своих детей. Своим злым примером приучением детей к лжи, притворству, лени, непочтению к старшим, скверным словам. Потворством желаниям детей, воспитанием из них эгоистов и потребителей.
Оскорблением и проклинанием детей.
Невыполнением своих обязанностей восприемника: отсутствием желания учить крестника основам веры, ходить с ним в храм на молитву и Причащение.
Нежеланием подчиняться и почитать родителей, начальников, светские власти. Неисполнением законов Церкви и государства. Неисполнением советов и наставлений духовного отца. Осуждением священно-служителей и монашествующих.
Потворством или, наоборот, жестоким обращением с подчиненными. Неуважением к старшим по возрасту. Неблагодарностью к благодетелям.
ЗАПОВЕДЬ 6. Не убий.
Убийством, детоубийством (совершением аборта), настаиванием на аборте, рекомендацией делать аборт. Жестоким отношением к человеку Нанесением побоев ближнему. Озлоблением на своих детей и избиением их. Неоказанием помощи умирающему. Желанием подвергать человека опасности. Духовным убийством ближних, когда в гневе и раздражении осыпаем их укорами, бранными, обидными и жестокими словами. Строптивостью, желанием в споре настоять на своем, доведением людей до исступления. Подстреканием ближних, гневом, ненавистью к людям. Своими поступками, придирками, злобными выходками доведением человек до отчаяния.
Без примирения с ближними молитвой и участием в Святых Таинствах.
Убийством без нужды животных, жестоким обращением с животными.
Изнурением себя излишними трудами и заботами, чрезмерной печалью, отчаянием до мысли о самоубийстве.
Объедением, пьянством, развратом, табакокурением, употреблением наркотиков, увлечением нечистыми удовольствиями, разрушающими душевное и телесное здоровье.
ЗАПОВЕДЬ 7. Не прелюбодействуй.
Принятием нечистых помыслов, услаждением ими, медленней в них. Вольным обращением с другим полом, нечистыми осязаниями, обниманием, засматриванием на красивые лица с вожделением, сквернословием, развратными песнями, бесстыдными телодвижениями, кокетством, сводничеством, чтением книг, вызывающих греховные помыслы. Рассматриванием соблазнительных картин, смотрением скверных фильмов, посещением непристойных сайтов. Излишним щегольством и нескромностью в одежде, желанием прельщать других людей.
Явным блудом: потерей девства до брака, блудным сожительством (без регистрации брака), рукоблудием, изменой супругу (супруге), кровосмешением с близким родственником, противоестественными грехами.
ЗАПОВЕДЬ 8. Не укради.
Похищением чужих вещей и государственной собственности, неоплатой работы человека и проезда в транспорте. Обмериванием, обвешиванием, мошенничеством, обманом при продаже плохого товара как хорошего. Принятием и передачей взятки. Вынуждением людей дарить себе подарки. Продажа краденного. Утаиванием и присваиванием найденной вещи. Подделкой
документов. Задержкой уплаты долга или оплаты. Небрежным отношением к чужой или казенной вещи. Нанесением вреда имуществу ближнего. Кражей или присваиванием себе церковной или монастырской собственности. Азартными играми (тем более на деньги). Скупостью.
ЗАПОВЕДЬ 9. Не произноси на ближнего своего ложного слова.
Ложью, осуждением и пересудами, рассказами о грехах и слабостях ближних. Клеветой и стремлением очернить доброе имя человека. Подслушиванием, подсматриванием, чтением чужих писем.
Болтливостью, обидными и оскорбительными насмешками над ближними, остротами или пустословием. Стремлением поссорить людей.
ЗАПОВЕДЬ 10. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего, ни поля его… и вообще ничего, что есть у ближнего твоего.
Согрешил сладострастными, корыстолюбивыми, самолюбивыми, горделивыми, своекорыстными и угодными лишь для плоти мыслями и желаниями. Завистью богатству, счастью, здоровью, способностям, красоте и успехам ближних. Радостью из-за несчастья человека. Желанием обидчикам болезни или смерти. Ропотом на Бога и судьбу, раздражительным недовольством обстоятельствами жизни. Неблагодарностью Богу и людям. Нежеланием нести свой жизненный крест. Господи Боже наш, со слезами молю Тебя, Спасителя нашего, помоги мне, рабу Твоему (называется имя кающегося) утвердиться в святом намерении жить по-христиански, а исповеданные мной грехи прости, и помоги впредь их не совершать.
Примечания.
На Исповеди следует произносить названия своих грехов без упоминания указанных Десяти заповедей.
Если Вы не совершали того или иного греха, то нет надобности и произносить его на Исповеди и раскаиваться в несоделанном.
Самое удобное время для исповеди в нашем храме:
- всегда в пятницу и субботу в 16.45
- всегда в субботу и воскресенье в 7.15
- во все остальные дни — по расписанию Богослужений. Когда в расписании написано «Вечернее богослужение» — в 16.45, а когда «Божественная литургия» — в 7.15