Соборование

Таинство Святого елея.

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
И молитва веры исцелит болящего, и восстановит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему»

(Иак. 5:14-15)

В дни поста, особенно Великим постом, верующие люди стараются пособороваться. Мы публикуем данную памятку, чтобы вы могли больше узнать о Соборовании и важности этого Таинства.

Соборование (или Елеосвящение) — это одно из церковных Таинств, при котором совершается помазание тела елеем (маслом). Соборование может совершаться над одним больным человеком у его одра, а может — в храме, над многими верующими одновременно.  суть Таинства от этого не меняется, ее можно обозначить так: чин совершается ради всеобщего исцеления тела и души, то есть исцеления от недугов физических и от язв духовных. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние: уныние, скорбь, отчаяние, ибо причиной их могут быть нераскаянные по неведению грехи.

Как объясняется название?

В церковных книгах чаще всего чин называется Елеосвящением (от слова «елей» — оливковое масло), поэтому желательно, чтобы в Таинстве употреблялось именно оливковое масло, хотя допускается и иное растительное. Более популярный термин «Соборование» связан с тем, что Таинство традиционно совершается несколькими священниками — т.е. «собором» священнослужителей.

В идеале, по уставу, чин должны совершать семь священников, но при этом Церковь допускает Елеосвящение тремя, двумя и даже одним священнослужителем.

Дело в том, что число семь — это символический знак Церкви, выражение ее полноты. Во время Соборования читаются семь отрывков из входящих в Новый Завет апостольских посланий и из Евангелий. Помазание елеем также происходит после каждого чтения этих отрывков — то есть семь раз.

В чем смысл Таинства?

Священное Писание говорит о Соборовании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восстановит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5,14-15).

«Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призываются на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» (из Катехизиса святителя Филарета Московского).

Из апостольского послания видно, что таинство совершалось уже с первых веков христианства, еще в апостольские времена существовала практика помазания больных елеем в сочетании с молитвой об их исцелении. Но Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими.  Кроме телесного исцеления, в ходе Соборования Церковь просит об отпущении больному грехов, потому что грех — это тоже болезнь, только духовная.

Два варианта совершения Таинства

Единичное Соборование: над конкретным человеком в болезни и немощи. Чин совершается у постели больного. Согласно церковной традиции принимать Елеосвящение можно только один раз в течение одного заболевания. Более одного раза в одной и той же болезни Елеосвящение преподают лишь в виде исключения — если недуг принял особенно тяжелый характер.

Во время Таинства помазание совершается 7 раз, в конце чина на голову больного возлагается Евангелие и читается особая молитва.

Общее Соборование над многими молящимися, проходит в храме. Как сказано в исторической справке, размещенной на сайте Московской Патриархии,  в традиции Русской Церкви, установившейся во второй половине XX века, оно совершалось так же, как и единичное, с семью помазаниями. Однако ранее в ходе общего Соборования совершалось одно помазание: в конце чина верующие по очереди подходили к Евангелию, и священник помазывал им елеем лоб и руки. Такая практика признается допустимой при большом количестве молящихся в дни Великого или Рождественского постов.

Краткий чин Соборования

В 2012 году Священным Синодом было принято специальное «Последование Святого Елеа, совершаемого поскору», которое допускается совершать над больным, находящимся на стационарном лечении, то есть когда совершение полного чина представляется затруднительным.

Соборование обычно не совершается:

  • над верующими младше семи лет;
  • над больными в бессознательном состоянии, а также над буйными психически больными людьми.

Смысл молитв, читаемых при Елеосвящении, указывает на то, что болящий приносит покаяние в грехах. О детях, которые ни разу не исповедовались, или о находящихся без сознания этого сказать нельзя. Но иногда допускается совершение Таинства над больным ребенком или пациентом, находящимся в бессознательном состоянии, если он выражал сознательное желание собороваться или даже исповедоваться и причаститься в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках.

Нужно ли как-то готовиться к Елеосвящению?

  • Специального приготовления нет, но Соборование советуют совмещать с Таинством Исповеди и Причастия (не обязательно в один и тот же день, но в течение небольшого промежутка времени, до или после).
  • При совершении Таинства в храме верующие обычно приносят с собой емкости с елеем. Освященный елей потом уносят домой для помазания.

Что делать с елеем после Соборования?

Елей можно понемного добавлять в приготовляемую пищу или в случае болезни, помолившись, самостоятельно совершать помазание (крестообразно).

Как часто можно собороваться?

Приступать к Таинству рекомендуется не чаще 1 раза в год (если нет особо тяжкой болезни или других тяжелых жизненных обстоятельств).

Что необходимо подготовить для совершения Таинства дома?

  • В комнате больного, перед иконами, поставить стол, покрытый чистой скатертью.
  • На стол поставить блюдо с зернами пшеницы (при отсутствии ее можно заменить другими злаками: рожью, просом, рисом и т.д.).
  • Посреди блюда на пшеницу установить сосуд в форме лампады или просто чистый стаканчик для освящения елея (собственно «веществом» Таинства является лишь освященный во время него елей, поэтому и зерна, и вино, если их нет времени приготовить, могут отсутствовать).
  • В пшеницу водрузить семь свечей.
  • В отдельных сосудах ставят на стол чистый елей (оливковое или подсолнечное масло) и немного красного вина (желательно обговорить со священником, кто должен принести вино). На тот же стол полагаются святое Евангелие и Распятие.

Елеосвящение,  Миропомазание, елеопомазание — есть ли разница?

Первые два — совершенно разные Таинства.

В отличие от Елеосвящения, Миропомазание совершают сразу после Крещения — через него на крещенного человека нисходит Святой Дух. В Таинстве используется специально освященное Святое Миро.

А еще от Соборования и от Миропомазания нужно отличить елеопомазание, которое происходит во время праздничного богослужения. Это помазание благословенным елеем, и оно не является церковным Таинством.

Суеверия, связанные с Таинством.

  • Прибегать к нему якобы следует лишь тяжелобольным людям, находящимся на пороге смерти. Это в корне неверное представление, возникшее в следствии средневекового католического представления о Таинстве как о «последнем помазании». Сейчас даже Католическая Церковь отказалась от него, тем более оно не должно иметь места в сознании православных.  Апостол Иаков, в послании которого впервые упоминается это Таинство, совсем ничего не говорил о смерти.
  • Соборование будто бы приводит к скорой кончине или же приводит к обязательному выздоровлению. Такое мнение также в корне неверно, так как сроки человеческой жизни и болезни находятся исключительно в воле Божией.
  • Ложное мнение, что выздоровевшему после Елеосвящения никогда нельзя употреблять мясную пищу. Что таковому нужно поститься, кроме среды и пятницы, еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских отношений, не должен ходить в баню и т.п.

Важно помнить, что Елеосвящение, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы. Оно поддерживает человека духовно, оказывая ему благодатную помощь, в той мере, в какой это по смотрению Божию необходимо для спасения болящего. Поэтому соборование не отменяет применение лекарственных средств, Господом данных для врачевания наших болезней.

Доброго всем здоровья от Господа!