Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — установлен в память о том, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос.
КАК БЫЛ ОБРЕТЕН КРЕСТ ХРИСТОВ.
Вскоре после Распятия Христа, святой Крест был утерян.
Существует три различные версии предания его обретения.
По слову Спасителя, Который предсказывал, что «не останется здесь камня на камне» Иерусалим был разрушен в I ом веке римскими войсками. Святые места, связанные с земной жизнью Спасителя, оказались в забвении, а позже на месте некоторых из них были построены языческие храмы. Согласно наиболее древней ( IV-V вв.) версии, святой Крест находился под языческим святилищем Венеры.
Спустя несколько столетий во главе Римской империи стал принявший христианство император Константин. После чудесного явления ему знака Креста император захотел восстановить память о земной жизни Спасителя, а его мать императрица Елена горячо желала поехать в Святую землю: найти места земной жизни Христа и среди них в особенности Крест, на котором Господь был распят и гроб, в котором Он был погребен.
Когда языческое святилище было разрушено, обнаружилось три креста, а также табличка (титло) с надписью, сделанной по приказу Пилата на латинском, греческом и еврейском языках «Иисус Назорей, Царь Иудейский», и гвозди, которыми Он был пригвожден.
Для того чтобы узнать, какой именно из крестов –тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на Истинное Древа Креста Господня, и святой Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.
Предстоятель Иерусалимской Церкви его поднимал, то есть воздвигал (отсюда и название праздника), поочередно обращая ко всем сторонам света, — чтобы все верующие могли если не прикоснуться к святыне, то хотя бы увидеть ее.
Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.
ВОЗВРАЩЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ
В VII веке стали вспоминать еще одно событие: возвращение Креста Господня в Иерусалим из Персии (это современный Иран).
Крест Господень, разбив греческое войско, захватил в плен персидский царь Хозрой II. Отвоевать ее удалось только через 14 лет, когда греки разбили персов. Животворящий Крест с великим торжеством и благоговением был принесен в Иерусалим. Его сопровождал Патриарх Захария, который все эти годы был в плену у персов и неотлучно находился рядом с Крестом Господним. Великую святыню пожелал нести сам император Ираклий.
По преданию, у ворот, через которые нужно было пройти на Голгофу, император внезапно остановился и, как ни пытался, не мог сделать ни шагу. Святой Патриарх объяснил царю, что путь ему преграждает ангел, ведь Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь, будучи униженным и гонимым. Тогда Ираклий снял корону, свой царский наряд, оделся в простую одежду и… беспрепятственно вошел в ворота.
Место обретения Честного и Животворящего Креста Господня — сейчас внутри Храма Воскресения Христова или Храма Гроба Господня. Оно так и называется — придел Обретения Креста. В этом приделе в пол встроена плита красного мрамора с изображением православного креста. Здесь Крест Господень изначально и хранился.
УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАЗДНИКА
Праздник Воздвижения Креста Господня изначально был связан с праздниками в честь освящения (обновления) Мартириума и ротонды Воскресения, т.е. тем событиям, которые и сегодня празднуются 26 сентября и называются в церковном обиходе «Воскресением словущим». По отношению к ним Воздвижение Креста Господня первоначально имело второстепенное значение.
При этом уже в конце IV в. праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников, наряду с Пасхой и Богоявлением.
В V в., по свидетельству церковного историка Созомена, праздник Обновления отмечался в Иерусалимской Церкви по-прежнему очень торжественно, в продолжение восьми дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения». Согласно сохранившемуся в армянском переводе иерусалимскому Лекционарию V в., на второй день праздника Обновления святой Крест показывали всему народу. Тем самым, первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления.
Начиная с VI в., Воздвижение Креста Господня постепенно становилось более значительным праздником, чем праздник Обновления. Если в Житии преподобного Саввы Освященного, написанного в VI в. преподобным Кириллом Скифопольским, говорится о праздновании Обновления, но не о Воздвижении Креста Господня, то в Житии преподобной Марии Египетской, традиционно приписываемом святому Софронию Иерусалимскому (VII в.), говорится о том, что преподобная Мария направилась в Иерусалим на празднование именно Воздвижения Креста Господня.
Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня.
ГДЕ КРЕСТ СПАСИТЕЛЯ НАХОДИТСЯ СЕЙЧАС?
В очень многих местах одновременно. Дело в том, что еще царица Елена разделила его на две части: одну поместила в серебряную раку и оставила в Иерусалиме, другую увезла в столицу Византийской империи, Константинополь.
По дороге она оставляла небольшие частицы Креста в основанных ею же монастырях, так как каждому христианину хотелось прикоснуться к святыне, а совершить для этого путешествие в Иерусалим или Константинополь была возможность далеко не у каждого. И царица Елена посчитала нужным сделать именно так — разделить крест на частицы. К середине IV в., как свидетельствует святой Кирилл Иерусалимский, частицы Истинного Древа распространились по всему христианскому миру.