Причастие

Как правильно подготовиться к Причащению

«…Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
Как послал меня живой Отец, и Я живу Отцем, так и Ядущий Меня жить будет Мною»

Евангелие от Иоанна 6:54-57

Осмысление Таинства Причащения

Христиане исповедуют веру не в абстрактное божество, а в Богочеловека, то есть в Бога, воспринявшего на Себя человеческую природу. Поэтому единение с Богом и наша принадлежность к Церкви выявляются не только в молитве, но и в совместном участии в литургии, в причащении Телу и Крови Господа Иисуса Христа (слово «Литургия» обозначает «общее дело»).

Церковь есть Тело Христово, а Евхаристия («благодарение», второе название Литургии) есть главное Таинство Церкви, то, ради чего Церковь существует и создана Господом.

Как пища входит в нас и растворяется в нас, так и Господь захотел соединиться с нами, приобщиться нам, чтобы мы до конца приобщились Ему, стали «сотелесными» Христу,  а вместе с тем и сотелесными друг другу — единокровными братьями и сестрами во Христе.

В Евхаристии не только хлеб и вино становятся телом и Кровью Христа, но и сам причащающийся человек становится частью Богочеловеческого организма Церкви, обновляются, освобождаются от груза грехов и просвещается Божественным светом.

Вне Евхаристии нет ни спасения, ни истинной жизни, ни воскресения в вечности: «Если не будете есть Проти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоти и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53-54)

Поэтому святые отцы советовали христианам не уклоняться от Евхаристии и регулярно причащаться.

Кто достоит причащаться?

Человек никогда не бывает достоин этого великого Таинства, потому что все люди — грешники. Но Евхаристия и дана для того, чтобы, причащаясь и соединяясь со Христом, мы становились более чистыми и уподоблялись Богу.

Значение веры и понимания сути Таинства
Причащаться могут лишь члены Православной Церкви, т.е. лица, принявшие Крещение и исповедующие веру Православной Церкви (согласно Символу веры).

Приступая к Святой Чаше без понимая сути происходящего на Литургии (т.е. без веры в причащение Телу и Крови Христа), без стремления исправить свою жизнь, или во вражде с ближними, человек лишь отдалит себя от спасения: «Да испытывает же себя человек… Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Послание к Коринфянам 11:27-30).

Подготовка к Причащению

Все предписания относительно подготовки к Евхаристии направлены на то, чтобы человек, приступающий к Таинству. приобрел чувство жажды от Бога, невозможности жизни без Христа, чтобы он осознал свою греховность и покаялся.

Душевный мир

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и греховных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в чтении Евангелия и молитве.

Говение

Перед Причастием по уставу Церкви положено соблюдать пост. Человек, который только начинает церковную жизнь, может в беседе со священником определить для себя посильную меру поста.

Причащаться принято натощак, т.е. с полуночи накануне не употреблять никакой пищи или пития. Страдающие табакозависимостью  также должны воздержаться от своего недуга.

Прием жизненно необходимых лекарственных средств и гигиенические процедуры не препятствуют Причащению.

Телесная чистота

Накануне Причащения необходимо воздержаться от супружеских отношений. Согласно церковным правилам женщинам не следует причащаться во время женских дней и сорокадневного послеродового периода.

Во избежании загрязнения церковных святынь женщинам не следует причащаться, прикладываться к иконам и святым мощам с накрашенными губами.

Исповедь

Перед Таинство Причащения необходимо исповедаться Богу в присутствии священника, не утаивая ни одного содеянного греха, и имея искреннее намерение исправиться.

Правильнее исповедаться накануне Причастия во время вечернего богослужения. В крайнем случае, можно исповедаться и утром, в сам день Причастия.

Участие в богослужении и домашняя молитва

Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому, больше и усерднее молиться дома. Накануне Причащения принято посещать вечернее богослужение.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать Последование ко Святому Причащению (оно находится в Православном молитослове).

Существует, кроме того, благочестивая традиция чтения трек канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Тайн: канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу, канона к Богородице, канона Ангелу-хранителю.

Перед Причащением и во время Причащения

Вскоре после пения «Отче наш», еще до открытия царских врат, нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса св. Даров, совершающегося при возгласе «Со страхом Божьим и верою приступите». при этом надо пропустить вперед детей, которые причащаются первыми. Подходя к Чаше, нужно заблаговременно, издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Святой Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно ее не толкнуть. Подойдя к Чаше, нужно внятно произнести свое полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить.

После святого Причащения

Приняв святые тайны, не крестясь и поцеловав край Чаши, следует тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить «теплотой». До окончания Литургии из церкви уходить не принято. После этого нужно в храме выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).

В день Причащения следует вести себя благоговейно и благочинно, дабы не потерять через грех или суету благодать Божию.


К таинству Святого Причащения в нашем храме можно приступить в субботу и Воскресенье,  в остальные дня — по расписания богослужений (находится на дверях храма). Начало Божественной Литургии для взрослых в 8.00 (если другое время не оговорено расписанием). С младенцами следует приходить к 9.00. Самое удобное время для Исповеди бывает накануне вечером (в пятницу и субботу), начало в 16.45. Менее удобное — в субботу и воскресенье в 7.20.